Вопросы, связанные с патриотическим воспитанием были вынесены в повестку дня недавно состоявшегося в стенах Торгайского аграрно-технического колледжа методологического семинара. Формат семинара, пожалуй, как нельзя лучше соответствовал характеру мероприятия.
Его участники, а это представители практически всех колледжей, местного вуза и ряда школ имели возможность не только почерпнуть чужой опыт воспитательной работы, но и поделиться своим. В этом, наверное, и состоял обучающий момент, который характерен именно для семинара.
Семинар протекал в течение всего учебного дня. Его можно условно разделить на теоретическую и на практическую част. Прологом мероприятия стал Круглый стол, за которым обсуждались вопросы, в том числе проблемные, связанные с патриотическим воспитанием молодежи.
По словам директора Торгайского аграрно-технического колледжа Армана ШАМШИНА, инициатором проведения семинара на заданную тему выступил Жанибек ГАПБАСУЛЫ, человек, который, как известно, пользуется уважением не только в своем кругу коллег – преподавателей Торгайского аграрно-технического колледжа, но и горожан. Он со своими публикациями широко известен и читательской аудитории. Накануне семинара, как раз в «АХ» и увидела свет его очередная статья, где он не без боли вынужден был констатировать, что среди определенной части наших горожан, в частности среди молодежи, бытует безразличное отношение к своему городу и ко всему окружающему. По сути – это и стало поводом для обсуждения, которое завязалось в ходе семинара.
Не стану скрывать, порой были эмоциональные выступления... Вряд ли, кто-то остался равнодушным к обсуждаемой теме. Несмотря на различия в оценке причин такого отношения людей к коммунальному имуществу, все сошлись в одном: необходимо объединение всех сил общественности, чтобы искоренить такие позорные явления, как вандализм. Перевернутые и искореженные урны на улицах, поломанные уличные скамейки, разбитые фонари, исписанные стены домов, зданий, захламленные от мусора дворы и подъезды, все это, увы, стало привычным для нашего города. Очевидно, что все это дело рук молодежи. И тут возникает вопрос: откуда берутся такие проявления крайней невоспитанности? Участники семинара вынуждены были признать, что это результат, в том числе и слабой воспитательной работы в учебных заведениях. Признавая этот факт, не снимая с себя долю ответственности, педагоги бьют тревогу по поводу ослабления роли общественных институтов.
По мнению участников Круглого стола основы воспитания закладываются в семье, свое развитие они получают в школе, и обязательным, по их мнению, должно быть благотворное влияние общества.
Думается, что не случайно организаторы мероприятия увязали в одно целое такие понятия, как гражданственность, духовная культура и патриотизм. Соблюдение норм общественного поведения можно ли в данном случае рассматривать, как некую гражданскую позицию? Думается, что в данном контексте, та же гражданская ответственность есть истинное проявление патриотизма, потому что, будучи патриотом, человек, никогда не пойдет на то, чтобы рушить вокруг себя то, что составляет общественное имущество. Может быть, звучит несколько прозаически, но, согласитесь, патриот – это человек, который не только бьет себя в грудь, выставляя свою принадлежность, а соизмеряет свое поведение исходя из необходимости не уронить своего гражданского достоинства.
Кстати, участники семинара, делясь опытом воспитательной работы, провели своеобразные открытые уроки, где имели место элементы воспитания патриотизма. Как оказалось, элементы патриотического воспитания могут присутствовать в теме любого предмета. Важно только умело этим пользоваться. Через свои открытые уроки, различные тренинги участники семинара это продемонстрировали. Насколько они эффективны, это, конечно же, судить специалистам педагогам. Но, то, что они были интересны и занимательны, этого не отнять. С этой точки зрения, наверняка, участники Круглого стола извлекли для себя немало полезного. Но, все же, важно другое. Участники семинара положили начало откровенному разговору о таких злободневных вопросах, как поведение человека в обществе. Несмотря на различие высказанных точек зрения, все были едины в одном – необходимо не просто бороться с последствиями некультурного поведения человека в обществе, а, прежде всего, воспитывать и, если хотите, насаждать эту культуру среди учащихся.
Арыстан Айтмагамбетов