Стояло лето 1967 года. Я тогда, окончив Алматинскую высшую партиийную школу, работал редактором газеты Кзылтуского района Кокчетавской области (ныне это Валихановский р-н Североказахстанской обл.).
Однажды Сабыржан Алпысбаев, водитель старенькой редакционной «ГАЗ-69», сообщил мне, как сейчас говорят, сногсшибательную новость: «К нам прилетел Талгат Бигельдинов!». Только что легендарный летчик, дважды Герой Советского Союза, выпалил он, прибыл на наш аэродром!
Эти слова он произнес с такой радостью и воодушевлением словно речь шла о самом близком ему человеке. Дело в том, что Сабыржан в прошлом авиатор. После учебы в Краснокутской летной школе (Саратовская область РФ) он несколько лет служил в Кокчетавском авиаотряде. Летал Сабыржан на «кукурузнике», как тогда называли в народе легкий самолет ПО-2 с открытой кабиной. Это обстоятельство и стало причиной болезни, из-за которой он был отстранен от полетов и переведен в наземную службу. В районном центре имелся аэродром, служивший транзитным на авиамаршруте Кокчетав – Кзылту – Омск. Сабыржан сменил штурвал самолета сначала на должность начальника этой малой воздушной гавани, а затем - на руль редакционного «бобика».
Ни дня не проходило чтобы Сабыржан не наведался в аэропорт повидаться с бывшими коллегами по летному цеху. Неудивительно, что он первым узнал о приезде в Кзылту Талгата Бигельдинова. Мало того, судя по его сиящему лицу, успел даже поприветствовать героя.
– Он сейчас, должно быть, в гостиничном номере. Если хочешь, отвезу туда, - не давая опомниться, предложил мне шофер. А у меня никак не укладывалось в голове, что Талгат Бигельдинов - фронтовик, прославленный летчик, живая легенда, - вот так запросто взял да приехал в наш райцентр?! Что депутат Верховного Совета CССР, известный на всю страну человек, - сидит сейчас один в нашей маленькой районной гостинице?! И никто о том ни сном ни духом! Да быть такого не может!
Полный недоумения и сомнений я сел в машину и поехал в сторону аэродрома, в гостиницу, находившуюся на краю села. С порога спрашиваю у вышедшей навстречу заведующей гостиницы:
- Приехал?
- Приехал, приехал! Вон в том, крайнем номере, расположился. До чего же простой, скромный человек! – залепетала она, не скрывая своего изумления и восторга. И затем, словно оправдываясь, поспешила заверить: «Как почетному гостю мы предлагали люкс, но он отказался».
Я прошел в указанный номер, а там трое человек о чем-то беседуют за столом, накрытым картой нашего района. Две Золотые Звезды на груди одного из них говорило о том, что перед нами никто иной как Талгат Якупбекович Бигельдинов. Собеседниками героя были пилот в форме Гражданской авиации и начальник аэродрома по имени Амангали, за давностью лет запамятовал его фамилию. Как положено поздоровался, представился. «Редактор говорите?» - молвил Бигельдинов. – Давайте договоримся сразу: обо мне в газете ни слова! Ни к чему мне эта шумиха!».
– Обычно о приезде известных людей районное начальство должно быть оповещено заранее. Как же так вышло, что в этот раз никто не знал о вашем приезде... Может, заглянете в райисполком или райком? – робко предложил я в надежде выведать дальнейшие планы Бигельдинова.
– Нет, нет и это ни к чему, – наотрез отказался он. – Я тут нахожусь по служебным делам: здесь на химобработке полей задействовано несколько наших самолетов. Вот я и приехал посмотреть как работают наши летчики. Сегодня посещу их, а завтра улечу в Кокчетав.
Приезд такого человека для жителей Кзылту да и любого другого поселка событие года! Но радость омрачает то, что герой-фронтовик как приехал незаметно, так и уедет. Я бегом в райком партии, а там как назло никого. Первый секретарь выехал в хозяйства района, второй, отвечающий за идеологию, тоже. На месте оказался лишь комсомольский вожак района Серик Алдабергенов. Быстро ввожу его в курс дела и вскоре мы вместе спешим в райисполком. На входе за неторопливой беседой застаем сразу обоих заместителей председателя райисполкома Б.Радзилевича и В.Палия. Однако новость о неожиданном визите дважды Героя Советского Союза в наш райцентр они выслушали без особого энтузиазма. Хотя об этом им уже было известно от начальника аэродрома.
– Такой человек к нам не каждый день приезжает. А что если договориться с ним и организовать встречу с молодежью? – предложил вместо них Серик Алдабергенов.
– Команды из области не было, – безучастно протянул Радзилевич. – Вообще-то, это прерогатива первого секретаря Василия Андреевича Окунева. А он сейчас находится в совхозах района.
Пришлось возвращаться несолоно хлебавши. Через какое-то время звонит Алдабергенов и вне себя от радости говорит:
– Прихожу в райком, а Василий Андреевич только что приехал из поездки по совхозам. На ходу успел ему сказать о приезде Бигельдинова. А он мне говорит: подожди меня на улице, сейчас пойдем в гостиницу и встретимся с ним.
Окунев руководил Кзылтуским районом около 10 лет, в 1968 удостоился звания Герой Социалистического Труда. Ему не впервой было принимать у себя именитых гостей. Несколькими годами ранее в наш район приезжали известный писатель Сабит Муканов, Народный артист СССР, депутат Верховного Совета СССР Ермек Серкебаев вместе со знаменитым музыкантом, домбристом Магауя Хамзиным. И Василий Андреевич всегда оказывал им достойный прием. Не стал исключением и приезд Талгата Бигельдинова. Навестив почетного гостя, Окунев распорядился организовать его встречу с местными жителями. Интересно, что чиновники от райисполкома Радзилевич и Палий, с прохладцей отнесшиеся сначала к этому событию, теперь бегали как мальчишки, выполняя поручения Василия Андрееевича. Оказывается, он с трудом уговорил Талгата Якупбековича задержаться на один день для общения с кзылтусцами. Она состоялась в семь часов вечера в новом кинотеатре, построенном по проекту самого Окунева. В нем также были предумотрены помещения для артистов художественной самодеятельности. С дополнительными местами в виде скамеек и стульев оно могло вместить и все 300 человек! Однако в этот день народу пришло куда больше - чтобы увидеть легендарного летчика люди не то что в проходах, но и чуть ли не на плечах друг у друга стояли. Те, кому не нашлось места в зале, чтобы послушать Бигельдинова толпились у открытых дверей. А слушать было что - Талгат-ага расказывал очень живо, интересно и увлекательно, пуская в ход язык жестов и мимики.
Жизнь Бигельдинова – яркая иллюстрация того, что Советская власть тогда могла дать простому человеку. Он родился в ауле Майбалык Акмолинской области в семье крестьянина, но детство его прошло в Киргизии. Отец Талгата Якупбек перегонял туда скот одного крупного бая, опасавшегося конфискации, да так и остался там. Жили Бигельдиновы во Фрунзе, ныне Бишкек. Якупбек за неимением казахской школы отдал своего сына в татарскую. После пятого класса, понимая что без знания языка «старшего брата» будет трудно, перевел его в русскую школу. Там Талгат, как и все советские мальчишки тех лет, бредивших небом, увлекся авиамоделированием, конструируя из фанеры макеты самолетов. Однажды он даже стал победителем среди школьников по моделированию летательных аппаратов. Мечта о полетах привела 16-летнего Талгата в Фрунзенский аэроклуб. Так начался путь крестьянского сына в большую авиацию.
В 1940 году молодой летчик добровольно пошел служить в армию и поступил в Чкаловское военное авиаучилище. А с 1943 года он в составе 144-го гвардейского полка штурмовой авиации сражается на Калининском, Воронежском, Степном и Первом Украинском фронтах. В войну наш знаменитый земляк вступил рядовым пилотом, а Победу встретил командиром полка.
Талгат Якупбекович поведал собравшимся один интересный эпизод из своей фронтовой жизни. Однажды он вместе с боевыми друзьями возвращался с задания и по радио услышал чей-то отчаянный призыв спасти «горбатого» от «Мессера». «Горбатым» на фронте называли штурмовик ИЛ-2, на котором летал Талгат. Оказывается у него на «хвосте» сидит немецкий истребитель. Бигельдинов начал маневрировать, пытаясь уйти от преследования. ИЛы по своим техническим характеристикам не отличались ни высокой скоростью, ни маневренностью. «Мессершмит», имея преимущество в скорости, то выскакивал спереди, то, сбросив обороты, заходил с «хвоста». Уверенный в том, что жертва обречена, летчик люфтваффе решил поиздеваться над нашим пилотом. Он, пустив очередь из пулемета, то приближался к штурмовику, то вновь отдалялся. А один раз чтобы сравнять скорости даже выпустил шасси. Фашист жестом потребовал сдаться и посадить самолет, пригрозив для убедительности кулаком. Об этом Талгат-ага рассказывает так:
– Он мне показывает кулак, я – ему. У него вот такие глаза, – показывает Герой, соединив в круг большой и указательный пальцы. - У меня, наверное, еще больше. Он показывает пальцем вниз, приказывая мне садиться. Я краем глаза заметил, что мы уже за линией фронта, над территорией, занятой нашими войсками. И тут же появляются «ЯКи». Это придает мне силы и уверенность...
«Почему я должен бояться противника! - подумал Талгат, и решил сам атаковать. Он приблизился к нему настолько близко, что оказался в «мертвой зоне», в которой его самолет был вне опасности. Когда немец пошел вниз, Талгат резко развернул самолет в другую сторону. Противник неожидал такого маневра и вскоре очутился в прицеле пушки и пулеметов краснозвездной машиной. Это и нужно было Бигельдинову. Он нажал на гашетку и, не жалея пуль и снарядов, выпустил длинную очередь. Огненные трассы, прочертив в воздухе свой смертоносный след, устремились к вражескому самолету. Объятый пламенем «Мессер», завалившись на крыло, полетел навстречу земле. Талгат направил свой ИЛ на аэродром и лишь тогда заметил, что поврежден мотор. Приборы показывали, что в двигатель попадают масло и вода. Теряющий управление самолет Бигельдинов посадил с большим трудом. Неравный бой с «Мессером» настолько его измотал, что выбраться из кабины он смог только с помощью своих товарищей.
На следующий день Талгата вызвал командир полка Митрофанов и строго спрашивает: «Ты что вчера натворил? Тебя вызывает к себе сам командир дивизии, Герой Советского Союза товарищ Каманин. Быстро туда отправляйся!».
«Что же я такого натворил?» - думал по дороге Талгат, прокручивая в памяти минувший день. Однако вопреки ожиданиям полковник Николай Каманин встретил его приветливо. И спрашивает: «Ты тот самый старший сержант Бигельдинов Талгат из Казахстана?! Здесь сидят корресподенты газеты. А ну-ка рассказывай, как ты сбил того «Мессера». Ты, оказывается, завалил не какого-то летуна, а самого настоящего аса!».
В тот же день Каманин, легендарный полярный летчик, один из первых советских людей, удостоившихся в 1934 году звания Героя Советского Союза за спасение челюскинцев из ледяного плена, объявил о представлении Талгата Бигельдинова к ордену Великой Отечественной войны второй степени. А назавтра передовицы фронтовых и местных газет пестрели такими заголовками: «Советский штурмовик ИЛ-2 побеждает!», «Бой штурмовика-бомбардировщика с вражеским истребителем». Только тогда наш отважный земляк узнал, что стал первым в истории авиации летчиком, сбившим истребитель на штурмовике.
Небольшая, но характерная деталь: за все два часа что длилась встреча Талгат-ага ни разу не упомянул слова подвиг и героизм. Каждый свой рассказ о воздушных схватках с врагом, какими бы они ни были ожесточенными, он завершал по-военному кратко: «Боевое задание выполнили!».
Свою первую Золотую Звезду Героя Бигельдинов получили 27 июня 1944 года. К этому времени он на своем «Летающем танке» или «Черной смерти», как окрестили немцы ИЛы, совершил 155 боевых вылетов, круша с воздуха коммуникации, живую силу и технику оккупантов. А к концу войны их на счету у летчика, прославившимвслед за Нуркеном Абдировымсвою родину, насчитывалось 305. Среди них и первые ночные атаки на Берлин.А спустя год и один день 28 июня 1945 года, сокол из казахских степей, получил вторую Золотую Звезду!
На память о кзылтусцах почетному гостю Василий Андрееевич Окунев по традиции тех лет подарил бронзовую статуэтку Ленина. Люди провожали Бигельдинова стоя, от чистого сердца аплодируя настоящему герою - скромному человеку небольшого роста и далеко не богатырского телосложения, но сильного духом, в котором и заключалось его величие.
Есмухамбет Айтмагамбетов.
Комментарии
С Уважением Арыстан АЙТМАГАМБЕТОВ, главный редактор газеты "Аркалык хабары"
Справа крайний мой отец Серик Зияшевич Алдабергенов! Журналист эколог и писатель.