Не только сообщество историков Казахстана взбудоражила новость о возвращении останков нашего великого предка, батыра Кейки (Нурмаганбет) Кокембайулы, но и всех казахстанцев, неравнодушных к истории своей родной страны. Череп нашего легендарного земляка, одного из предводителей Национально-освободительного восстания в Тургае 1916 года, после возвращения на Родину, был доставлен в столицу Венгрии. Там венгерские ученые пообещали провести антропологические исследования, доказать посредством анализа ДНК подлинность останков и восстановить облик батыра в 3D формате.


Почти все республиканские СМИ трубили о том, как экс-премьеру К. Масимову удалось провести переговоры о возвращении останков Кенесары хана и Кейки батыра. Череп батыра уже был передан Правительству Казахстана из знаменитой кунсткамеры – Музея антропологии и этнографии Петра Великого, находящегося в городе Санкт-Петербург.


Недавно стало известно о том, что наше Правительство передало череп ученым из Будапешта. Инициатором проведения антропологического исследования стал небезызвестный в наших краях ученый из Венгрии, антрополог Андраш Жолт БИРО. Небезызвестный он не только потому, что является достаточно широко известным ученым, но и потому, что он неоднократно посещал Аркалык, Торгайскую степь, Казахстан. Венгры одни из первых доказали на генетическом уровне родство венгров и казахов. Наибольшее сходство с венграми ДНК обнаружены у представителей рода Мадьяр. Выходцы из этого рода больше всего проживают именно в Торгайском регионе. Немало их и в Аркалыке.


С начала 2000 годов венгерские ученые не раз посещали город Аркалык, проводили курултаи, обменивались обычаями, изучали нашу историю. Наши братья по крови и в этот раз неравнодушно отнеслись к большому историко-культурному событию – возвращению останков Кейки батыра. Напомним для читателя, что венгерские ученые в 2011 году восстанавливали облик Абулхаир хана – предводителя Младшего жуза на основе предположительно ему принадлежащих останков. Анализы ДНК подтвердили сходство хромосом с прямыми потомками Абулхаир хана и венгры восстановили черты лица этой значимой исторической личности.


Кейки батыр, может быть, менее знаменит, чем потомок Чингисхана, но не менее значим в историческом контексте. С этим, наверно, не поспорит никто. Ведь именно Тургай был одним из самых активных очагов революций и протеста против царской колонизации. Один Кейки батыр умудрился на протяжении долгих лет скрываться от своих недругов, оказывая скрытое сопротивление всем, кто покушался на его родную землю. Кейки батыр – живое олицотворение борьбы за Независимость казахского народа. Он был настолько искусным бойцом, охотником-одиночкой, что о нем слагали легенды, а царская, затем и советская власть, которую Кейки батыр тоже не признал и считал врагом, боялись всерьез. Друг и соратник Амангелды батыра, Абдигапар хана – вместе они стали защитниками интересов казахского народа.


Однако, сведения о жизни, полной борьбе, Кейки батыра вряд ли можно найти в советских учебниках по истории Казахстана. Имя его было табу десятки лет. О его деяниях не принято было говорить, и если даже и говорили, то имя приходилось подменять. Так, один из талантливейших писателей Казахстана Акан Нурманов написал о нем роман «Құланның ажалы» - (Смерть Кулана) и ему пришлось использовать литературный прием – аллегорию, не называя конкретно имени самого батыра. Сам батыр из Среднего жуза, рода Кулан Кыпшак, поэтому и использование имени рода в названии произведения подразумевает самого батыра. К слову, данный роман вошел в список 100 лучших романов казахской литературы. Также образ Кейки батыра находит отражение в пьесе еще одного писателя - Габита Мусрепова. Там он упоминается, как Кете батыр. Лишь только после обретения суверенитета, имя Кейки стало символом мужества, борьбы, безграничной любви к Родной земле.
Мне кажется, что образ Кейки батыра вполне напрашивается на воплощение в кино и мог бы стать идейным вдохновителем для многих, кто почитает и любит свои корни. И такие благие дела, как возвращение останков батыра в родную землю, проведение антропологических исследований, восстановление облика – все это огромный вклад в историю и идеологию нашей страны, тем более в преддверии 25-летия Независимости РК. Ведь именно такие исторические линчости, как Кейки батыр, и были одними из первых казахов, кто ревностно отстаивал свою свободу и право жить в бескрайних степях в самом сердце Евразии. На той земле, которую оставили предки, отдавая свои жизни и проливая кровь.

Кайрат ЕСМАГАНБЕТОВ

У вас нет вкладок для отображения