Недавно мне довелось быть на кладбище, участвовать в похоронах. И невольно вспомнилось, что когда-то, года два назад, я писал о проблеме городского кладбища. Уже тогда остро стоял вопрос дефицита мест. Сейчас же данная проблема стала еще острее, и по примерным подсчетам, к концу 2017 года, уже, действительно, негде будет рыть могилы, если не принимать меры заблаговременно. Об этих и других проблемах кладбища, а также о людях, работающих в этом крайне «безжизненном» месте, мы попытаемся поговорить сегодня.
Тяжелый физически, и, главное, морально, труд
Есть люди разных профессий. Некоторые заняты умственным трудом, другие занимаются тяжелым физическим. Но совсем мало тех, кто берет на себя обязательства и ответственность делать то, что обычному человеку кажется трудным не только в физическом плане, но, в-первую очередь, в моральном аспекте. Одним из таких дел – копанием могил и совершением обряда погребения тел умерших – занимается у нас в городе небольшая группа людей. Бригада могильщиков вот уже на протяжении более двух десятков лет роют в неподатливой земле вечное пристанище покинувшим этот мир.
Безусловно, назвать это дело призванием нельзя. Ведь это совсем не то дело, о котором можно грезить в юношескую пору. Труд могильщиков – это то, с чем бы обычные люди предпочли не соприкасаться. И это вполне понятно. Ведь похороны и присутствие в них - это большая психологическая нагрузка. Проводы в мир иной всегда наполнены тяжелой атмосферой безысходности, необратимости и утраты. Участие в похоронной процессии – это постоянное напоминание о бренности нашего существования. Человек так устроен, что напоминание об этом факте омрачает его мироощущение.
Но как бы то ни было, жизнь – это путь в один конец. И для всех людей, независимо от того, кем он был в жизни, уготовано одно - могила. Именно в этом месте заканчивается мирская суета, радости и заботы, все то, что волновало и доставляло эмоции, стремления и цели. В сырой земле находит упокой бездыханное тело, некогда пышущее здоровьем и энергией.
Каждый раз, выполняя свои обязанности, бригаде могильщиков приходится испытывать примерно такие чувства. Но это, лишь дискомфорт психологический, который приходится им испытывать. А ведь само по себе, рыть твердую и жесткую землю – тяжелейший труд. Добавьте к этому еще и снежные бураны, сорокоградусные морозы зимой, постоянные ветра или зной летом. Немало неудобств доставляет сама погода. Как говорит старший в бригаде Саттар Умаров, зимой рыть землю – самое тяжелое. А ведь бывает так, что нужно вырыть яму в считанные часы. Несмотря на все это, бригада делает все добросовестно и в срок. Благо, опыта и умений у них не занимать.
Как говорит наш собеседник, делом этим пришлось заняться в конце 90-х. Страна в кризисе, новый капиталистический строй общества, массовая безработица. Кто зарабатывал, как может. Даже тогда, первые могилы рылись не за деньги, а в помощь родственникам, соседям, знакомым. Родственники же умерших выдавали «садақа» - 200, 500 тенге. Поскольку делом этим зачастую сами родственники предпочитали не заниматься, то со временем начали работать на заказ. Да и то, деньги были символические. Три, потом шесть тысяч тенге, а затем и десять тысяч за выкопанную могилу и погребение. Но, как говорит Саттар, других видов заработка у них не было, да и труд был не из легких, поэтому сейчас берут за свою работу немного больше. «У каждого из нас семьи, нужно кормить и одевать детей», - говорит он.
Кладбище – не место для прагматичных расчетов. Поэтому, бригада придерживается собственного кодекса этики. Во-первых, никогда не роются могилы заранее. Также недопустимо планирование в их работе, ведь это кощунство. Они позиционируют свое дело не как коммерческое предприятие, а, в первую очередь, как помощь людям. Ведь это социально ориентированное дело, где первична не прибыль, а социальный эффект. Отзывы благодарных людей – награда первоочередная, а материальное вознаграждение – побочный продукт их труда. Людям малоимущим, социально уязвимым бригада идет навстречу в ценовом вопросе.
Говоря о представителях столь исключительной сферы деятельности, нельзя не отметить их мужество, глубокое чувство ответственности и, конечно же, трудолюбие. Благодаря их помощи родственники умерших имеют возможность снять с плеч немалую долю хлопот по организации похорон.
Городу нужно новое кладбище
Мы уже писали о том, что в городском кладбище осталось мало места. Вроде бы проблема решаемая – чего-чего, а земли у нас предостаточно. По примерным подсчетам, в год в городе умирает около 365 человек. Каждый день 1 житель города уходит в мир иной. Расширение кладбища на пару сотен гектаров решит эту проблему на долгие года. Но так ли все просто на самом деле?
Все дело в том, что кладбище уже расширялось неоднократно. Шесть раз силами ТОО «Чистота», которое многие годы выступает поставщиком услуг по содержанию кладбища, и по инициативе директора предприятия Фариды ГАБДРАХМАНОВОЙ, кладбище расширяло свои границы. Но годами ранее был достигнут предел – расширяться стало некуда. С одной стороны был поселок Водстрой, с другой – высоковольтная линия, с третьей – дорога. И сейчас мы имеем, то, что имеем – места хватит примерно до конца следующего года.
Напомним, что место нового кладбища площадью 250 гектаров было выделено несколько лет назад, и даже было начато сооружение ограждений. Однако, по причине отсутствия финансирования работы были приостановлены, а заборы из бетонных плит разворованы неизвестными вандалами. Уцелевшую часть плит удалось сохранить и отдать на хранение в одну из коммунальных служб города. С тех пор дело не сдинулось с мертвой точки.
Еще тогда, в 2014 году была известна стоимость проекта – около 140 миллионов тенге на создание необходимой инфраструктуры. Это строительство дороги, ограждения, здания для охраны, цеха, гаражей, остановки и зеленой зоны, предназначенной для разделения мусульманской и христианской сторон кладбища. Экс-руководитель отдела строительства акимата города Аркалыка еще тогда прокомментировал, что можно ужаться и в 30 миллионов тенге, соорудив минимум необходимого для того, чтобы кладбище было приспособлено для заезда и выезда, сооружения могил. Благо выделенный участок ровный и подходит под свое назначение.
Конечно, в городе и без этого немало проблем, которые требуют внимания, и, главное, финансирования. Но ведь и эта проблема становится все больше и больше, прямо пропорционально уменьшающемуся пространству внутри кладбища. Поэтому, думается, быть готовым к тому, что уже к концу следующего года будет негде хоронить умерших, все-таки нужно уже сейчас и искать пути решения.
Как мы уже упоминали, за порядком в кладбище уже много лет следит ТОО «Чистота». Беседуя с директором предприятия, мы узнали, какие наболевшие проблемы возникают у них в ходе своей работы. Во-первых, это бродячий скот. Шутя, но и не без возмущения, Фарида Габдрахманова говорит, что охранник кладбища уже давно заделался местным пастухом. Чуть ли не каждый день ему приходиться отгонять скотину из близлежащих поселков – Акбидай, Водстрой, села Родина. Скот ломает ограждения, растаптывает неогражденные могилы, оставляет продукты своей жизнедеятельности – в-общем доставляет немало хлопот. Ф. Габдрахманова вспоминает, что раньше бродячую скотину отправляли на штрафстоянку ТОО «Тазарту». Эффект от этого был действенный – бродячего скота, разгуливающего где попало, стало в разы меньше. Сейчас же нередко можно увидеть безмятежно пасущихся домашних животных и в центральных районах самого города.
Еще одна проблема – это халатное отношение людей к чистоте и порядку кладбища. Некоторые люди оставляют груды строительного мусора после возведения мазаров и усыпальниц, не утруждая себя необходимостью их вывозить на свалку. В подобных случаях приходится искать родственников умершего, напоминать им о том, что нужно убирать после себя. Порой это стоит немало потраченных нервов и времени.
ТОО «Чистота», как явствует из названия, взяв на себя обязательства по содержанию кладбища, всегда старается держать его в чистоте и порядке. Руководство предприятия хотело бы, чтобы такое же отношение было и у граждан. Ведь, кладбище – это святое место, и отношение к нему должно быть соответствующее. Хотя бы из уважения к нашедшим здесь покой.
Кайрат ЕСМАГАНБЕТОВ