За всю историю человечества зарождались и бесследно исчезали не только народы и государства, но и цивилизации. На обломках одних империй создавались новые, чтобы кануть в Лету и на этом фоне не может не вызывать восхищение тот факт, что казахи - одни из редких представителей степной кочевой культуры, сумели не только сохраниться, но и обрести государственность.
Если же говорить об истоках государственности, то, конечно же, в первую очередь это стало возможным благодаря институту ханства. В нынешнем году отмечается 550-летие казахского ханства и поэтому этой тематике в нашей стране, сегодня уделяется особое внимание. Вполне закономерно, что Аркалыкский государственный педагогический институт им. И. Алтынсарина в числе первых посвятил юбилейной дате научно-практическую конференцию, которая, думается, многим ее участникам дала не только богатую пищу для размышлений, но и может быть, позволила несколько по-иному оценить значение института ханства, как форма общественно-политического устройства.
Об этом сужу по своим впечатлениям, почерпнутым по итогам научно-практической конференции. Достаточно сказать, что в ходе пленарного заседания слушатели имели возможность заслушать доклады, в которых были озвучены не только общеизвестные факты из истории Казахстана, но и интересные мысли и идеи, основанные на анализе исторической хронологии, охватывающей временной отрезок более пяти веков. Именно в этот период начала зарождаться казахская государственность и начинался активный процесс развития нового этноса, получившего название – казахи. У истоков этих процессов стояли две выдающиеся личности в лице ханов Керея и Жанибека.
Несколько предвосхищая дальнейший ход истории, выскажусь в пользу того, что казахский народ на переломных моментах своей истории выдвигал на авансцену своих выдающихся сынов, благодаря которым удавалось не просто выживать в годины испытаний, но и создавать условия для расширения своего жизненного пространства. Разве иначе Казахстан входил бы в десятку крупнейших государств мира по своей территории?! На стыке двух великих империй – России и Китая, казахи сумели закрепиться, как этнос и обрести территориальные границы, благодаря не только своим доблестным батырам, но и искусству дипломатии казахских ханов.
На мой взгляд, когда речь идет о заслугах казахских ханов, историками, исследователями зачастую упускается или недооценивается этот момент. Коль уж речь зашла об историках, что там греха таить, очень трудно сохранять объективность и избежать предвзятости. В этом отношении интересным, на мой взгляд, было выступление на конференции известного казахского писателя, историка, лауреата государственной премии Койшыгары Салгарина. Говоря о всемирной истории, он с сожалением был вынужден констатировать, что на протяжении веков замалчивалась или искажалась роль кочевой и тюркской культур. И этот пробел существует и поныне. Более того, европейская историография с пренебрежением относилась к истории кочевых культур, игнорируя очевидные факты, связанные с влиянием степных цивилизаций на ход мировой истории. Здесь трудно с ним поспорить.
Остается лишь горько иронизировать, что нередко история, как наука обслуживала интересы той или иной идеологии. Наследие евроцентризма приходится расхлебывать и поныне. Отечественным историкам предстоит кропотливая работа по восстановлению тех или иных фактов из истории, чтобы попытаться выстроить объективную картину. К слову, Койшыгара Салгарин один из тех, кто активно занимается этим, осуществляя большую историко-исследовательскую работу.
Возвращаясь к разговору о роли кочевой и тюркской цивилизаций, уместно будет напомнить иным скептикам, что их влияние было бесспорным. Достаточно напомнить о роли великого завоевателя и государственного деятеля Аттилы, о влиянии истории тюркского каганата, а затем, в более поздние века, роль Чингисхана. Ведь в данном случае речь идет о факторах, которые сыграли решающую роль в дальнейшей истории человечества. Говоря современным языком все эти факторы, коренным образом изменили геополитическую ситуацию на евразийском пространстве.
Этот поверхностный экскурс в историю будет позволителен с точки зрения необходимости дать объективную оценку институту казахского ханства. Ведь казахское ханство возникло на основе всех этих цивилизаций. Если следовать логике знаменитого историка Льва Гумилева – Белая орда (Ак орда), стала ядром образования нового самостоятельного этноса – казахов. Далек от мысли утверждать, что институт казахского ханства является правопреемником перечисленных выше былых степных империй. Но согласитесь, преемственность традиций казахское ханство унаследовало. Достаточно напомнить о правилах и нормах утвержденных Чингисханом, которые во многом предопределили развитие института казахского ханства.
И если уж говорить о зарождении самостоятельного этноса казахов, то следует обратить взор в ту же эпоху Чингисхана, когда правителем одного из самых обширных улусов великий завоеватель назначил своего сына Джучи. Значительную часть этого улуса составляла нынешняя территория Казахстана. Кто знает, возможно, уже тогда на основе территориальной принадлежности, социальной и языковой близости и других факторов начался активный процесс формирования казахского этноса. С зарождением казахского ханства этот процесс обрел уже очертания государственности.
А. ЖАНАЛИН
Комментарии