Когда писались эти строки страна жила ожиданием очередной сессии Ассамблеи народа Казахстана. В повестку дня юбилейной двадцатой сессии были вынесены слова, смысл которых имеет сакраментальное значение для многонационального народа нашей страны: «Стратегия «Казахстан – 2050: один народ – одна страна – одна судьба». Глубоко символично, что ХХ сессия Ассамблеи народа Казахстана была намечена в канун празднования Дня единства народа Казахстана.
Общеизвестно, что Ассамблея народа Казахстана, как реально действующий общественный инструмент вполне заслуженно стал визитной карточкой нашей страны. Ни одна страна в мире не может похвастаться наличием такого эффективного инструмента укрепления единства многонационального народа. Сегодня опыт Казахстана заслужив, высокую оценку экспертов, рассматривается международным сообществом, как заслуживающая распространения во всем мире. Достаточно сказать, что модель, получившая название «Казахстан: интегральная матрица единства и согласия» переведена на 56 языков мира и распространяется во всех странах ОБСЕ.
Говоря об истории создания Ассамблеи народа Казахстана, следует напомнить, что впервые идею ее создания озвучил Президент страны 14 декабря 1992 года, то есть практически на заре суверенитета республики. Пройдут чуть более трех лет, как эта идея получит воплощение. Глава государства 1 марта 1995 года подписал Указ об образовании Ассамблеи народа Казахстана. Собственно говоря, с подписания этого исторического документа Ассамблея народа Казахстана берет свое начало, как базовый институт межэтнического согласия.
Инициатор создания этого института Нурсултан Назарбаев все эти годы неустанно работал над тем, чтобы не только повысить статус и имидж Ассамблеи, но и направить ее деятельность в действительно эффективное русло. Подписанный Президентом 20 октября 2008 года Закон «Об Ассамблеи народа Казахстана», конкретизировав роль и задачи этого института, позволил поднять ее деятельность на более качественный уровень. Закон позволил не только четко очертить нормативно-правовую и функциональную регламентацию деятельности Ассамблеи, но и законодательно закрепил ее представительство в Парламенте страны. Таким образом, Ассамблея получила право делегировать своих представителей в Мажилис.
Как известно, девять депутатов от Ассамблеи представлены в нижней Палате Парламента. Этим обеспечиваются интересы всех этносов страны в Парламенте. Продолжая разговор на эту тему, стоит добавить, что из 107 избираемых по партийным спискам депутатов Мажилиса – 31 принадлежат к представителям этносов, из 47 сенаторов – 10. Представительство этносов соблюдается также и на уровне маслихатов. Таким образом, гарантируется полное равенство представителям всех этносов в правах и свободах, а также обеспечивается право на участие в государственных делах.
Одним из подтверждений тому, служит тот факт, что сегодня в Казахстане насчитывается более 820 этнокультурных объединений. На фоне этих цифр уместно будет отметить, что в Аркалыке бок о бок с представителями коренного этноса в добрососедстве живут русские, украинцы, азербайджанцы, белорусы, татары, башкиры, немцы, корейцы и др. В рамках этих объединений, представители этносов получают возможность развивать языковую культуру, а также соблюдать свои национальные историко-культурные традиции. Достаточно для подтверждения этих слов привести такой факт: в стране насчитывается 35 этнических печатных изданий на 15 языках. В телеэфир выходят четыре передачи на 11 языках. В Казахстане осуществляют свою деятельность более 100 школ, где языки 22 этносов преподаются в качестве самостоятельного предмета. А в 88 школах обучение ведется на таких языках, как узбекский, таджикский, уйгурский, украинский и т.д. Осуществляют также свою деятельность 195 специализированных лингвистических центров по изучению 30 языков.
Говоря об эффективной реализации в Казахстане политики межэтнического и межконфессионального согласия, следует подчеркнуть значение Доктрины национального единства Казахстана. В нем международные политико-правовые стандарты в сфере национальной политики были закреплены на уровне стратегических приоритетов развития страны. Поэтому вполне закономерно, что положения Доктрины включены в стратегические планы министерств и ведомств, в том числе на уровне Верховного суда, Генеральной прокуратуры, а также на уровне местных исполнительных и представительных органов власти. Это значит, что принципы Доктрины остаются незыблемыми для всех эшелонов и ветвей власти.
Принципы Доктрины просты и понятны. В них провозглашается, что Независимость – главная национальная ценность, что народ Казахстана объединяет «одна страна – одна судьба», «разное происхождение – равные возможности», «развитие национального духа».
Арыстан АЙТМАГАМБЕТОВ